Расстройства настроения

Эти расстройства, называемые также аффективными расстройствами, включают в себя постоянное чувство печали или периоды ощущения избыточного счастья, или колебания от крайнего счастья к непомерной грусти. Наиболее частыми расстройствами настроения является депрессия, мания и биполярное расстройство (ранее называлось маниакально-депрессивным психозом).

Биполя́рное аффекти́вное расстро́йство — психиатрический диагноз психического расстройства, проявляющегося аффективными состояниями, — маниакальными  (гипоманиакальными)  и депрессивными, а также смешанными состояниями, при которых у больного наблюдаются симптомы депрессии и мании одновременно (например, тоска со взвинченностью, беспокойством, или эйфория с заторможенностью, — так называемая непродуктивная мания), либо быстрая смена симптомов (гипо)мании и (суб)депрессии.

Эти состояния периодически, в виде фаз, непосредственно или через «светлые» промежутки психического здоровья (так называемые интерфазы, или интермиссии), сменяют друг друга, без или почти без снижения психических функций, даже при большом числе перенесённых фаз и любой продолжительности болезни.

Известнейший российский гипнотерапевт и мастер НЛП Сергей Горин рекомендовал психотерапевтам такой подход в лечении: «больные маниакально-депрессив­ным психозом знают о том, что депрессии повторяются, и угнетает их не столько сама депрессия, сколько неотврати­мость ее повторения. На уровне сознания эти люди понима­ют, что за время ремиссии (или, что еще лучше, за время гипоманиакальной фазы) они с избытком наверстают то, что было упущено за время депрессии, но это осознанное пони­мание их мало успокаивает.

Здесь может помочь некое подо­бие рефрейминга содержания с неопределенными инструк­циями. Вы говорите пациенту что-то вроде: «Это состояние (депрессия) является достаточно сильным, и вы уже знаете, что оно периодически повторяется… Как по-вашему, какой полезной цели оно служит?»

Я рекомендую настоять на том, чтобы сам пациент дал вам ответ — если он этого не сделает, придется делать вам. Поиск ответа облегчают типичные конструкции НЛП: «А если бы такая полезная цель была, то какой бы она была? Приду­майте, нафантазируйте, соврите» — и т. п.

Есть несколько типичных ответов, которые дают паци­енты. Один вариант: «В этом состоянии я становлюсь более чувствительным к страданиям других людей (или вообще к любым переживаниям других людей)» — то есть польза в том, что человек становится духовно выше, чище. Другой вари­ант, более приземленный: «В этом состоянии организм дает мне отдых. Я не хочу этого отдыха, но мой организм его хо­чет. Когда приходит это состояние, я могу только лежать и читать — и могу осмыслить что-то важное, на что обычно не хватает времени».

У меня была такая конструкция для бесед: «Может быть, это состояние дастся вам для того, чтобы вы могли осмыслить…» — и вы даете заполнить пропуск пациен­ту или заполняете его сами, ориентируясь на актуальную си­туацию пациента (С. Горин, «НЛП: техники россыпью»).

Депрессия. Встречаем мы рекомендации Сергея Горина и по работе с депрессией: «Люди, работающие в техниках эриксонианского гипноза, часто считают нужным составлять довольные длинные истории — и правильно считают. Но работать могут и сверхкороткие истории, афоризмы.

Однажды при работе с пациенткой, страдавшей депрессией (болезненно пониженным настроением), и долго рассказывавшей мне, что все в ее жизни рухнуло и ничего нельзя восстановить, я сказал: «Ну, теперь пойдет на поправку». Она, конечно, спросила: «Почему?». Я ответил: «Потому что хуже некуда…». Знаете, она приняла мою трактовку — и вышла из депрессии (С. Горин, «А вы пробовали гипноз?»).

Кроме того, Горин указывает на одно важное обстоятельство: «бывают депрессии как психический симптом некоторых соматических расстройств; и здесь забавно то, что и врач, и пациент находят для такой депрессии массу психологических причин, не обсуждая соматические. Например, при заболева­ниях кишечника, сопровождающихся хроническими запора­ми, пациенты часто страдают депрессиями с оттенком дис­фории. И таких пациентов лечат антидепрессантами вместо слабительного.

Наверное, это общая закономерность — когда психоте­рапевт (или любой другой специалист) становится слишком уж продвинутым, он часто забывает о простых вещах в ущерб сложным. Он постоянно чего-то добивается в сложных слу­чаях, это понятно, но с простыми работает под девизом: «Толь­ко взял боец трехрядку — сразу видно, что скрипач».

Мне было любопытно услышать одну историю, связанную с лечением бессонницы. Пациента лечили по очереди несколько очень квалифицированных специалистов, и только один догадался спросить: «А сколько кофе вы употребляете в день?» Паци­ент ответил: «Двадцать чашек». Пациент понятия не имел, что употребление кофе может вызывать бессонницу…

Так что когда имеете дело с хроническими депрессия­ми (особенно с оттенком дисфории или ажитации), поинте­ресуйтесь телесными функциями и образом жизни пациента.

И еще такая идея по поводу работы с психотической депрессией… Многие, работающие с психозами психотера­певтическими методами, воспринимают свою работу, как по­стоянный вызов. Примерно такая позиция получается: «Я сильнее любых лекарств, и если больному все-таки назнача­ют лекарства, то это — мой проигрыш, моя некомпетентность».

Наверное, это далеко не всегда так, и хорошо бы с самого начала настроиться, что психотерапия, все эти нэлперские заморочки — это, конечно, здорово, но аминазин и амитрип-тилин — тоже вещь хорошая и нужная… Если у вас болит сер­дце, а в доме нет коньяка — попробуйте валидол, иногда помо­гает. .. То есть не следует стесняться того, что в любой мо­мент вы можете воспользоваться лекарствами — во благо пациента же» (С. Горин, «НЛП: техники россыпью»).

Лично мне особенно понравился следующий ход Горина (хотя это, конечно, не для пациентов, а для врачей): «один из хороших приемов для начала работы – преувеличение симптома для вызывания естественной поляр­ной реакции. Это можно сделать буквально так, как описано у Гриндера и Бэндлера: «Э, парень, да ты в депрессии! Я та­ких депрессий вообще никогда не видел. Интересно, а ты все­гда находишься в депрессии?»

Возникшую полярную реакцию вы бе­рете на якорь и периодически вызываете тогда, когда вам ну­жен ресурс. Иногда это срабатывает, иногда — нет».

Буду весьма благодарен за отклики на представленный материал.

Оставить комментарий