Гастроэнтерология

Поскольку этот сайт посвящён лечению гипнозом и методами НЛП, то нас здесь прежде всего интересуют психосоматические желудочно-кишечные заболевания, которые упомянутыми методами излечиваются лучше всего.

Среди психосоматических желудочно-кишечные заболевания составляют едва ли не самую большую группу. Это

болезни пищевода

  • нарушения глотания
  • синдром комка
  • спазмы пищевода

заболевания желудка

  • раздражённый желудок (нервная гастропатия, “неязвенная диспепсия”, невротические нарушения функции желудка, функциональные нарушения в области эпигастрия).
  • гастрит
  • язвенная болезнь желудка

заболевания тонкой кишки

  • язва двенадцатиперстной кишки (пептическая язва)

заболевания толстой кишки

  • запоры (привычные запоры, задержка стула, вялость кишечника)
  • эмоциональная диарея
  • синдром раздражённой кишки (слизистая колика, синдром возбуждённой толстой кишки)

хронические воспалительные заболевания кишечника

  • болезнь Крона (регионарный энтерит, гранулёматозный энтерит)
  • язвенный колит

Болезни пищевода

Пищевод – это часть желудочно-кишечного тракта, расположенная между глоткой и желудком. Основная функция пищевода – доставка пищи из глотки в желудок.

Нарушения глотания. Под обобщенным понятием “нарушения глотания” описываются функциональные нарушения актов приёма пищи и глотания. Психосоматическое значение имеют следующие синдромы: а) заглатывание воздуха (аэрофагия), б) нарушения глотания с чувством давления в горле или без него, в) нарушения глотания со рвотой (так называемый рвотный невроз).

Общим для нарушений глотания является то, что акт глотания, протекающий как рефлекторный процесс с последовательным расслаблением и напряжением мышц, не может уже регулироваться, хотя для этого нет органических причин.

Синдром комка. Больные жалуются на ощущение инородного тела в горле без наличия или с наличием затруднения при глотании, без патологических рентгенологических данных (при глотании бариевой взвеси) или данных эндоскопического исследования, однако манометрически определяется гипертензия верхнего сфинктера пищевода (для справки: в пищеводе имеются два сфинктера – мышечных жома – на входе в пищевод и при переходе пищевода в желудок; гипертензия – повышенное давление).

Синдром комка проявляется ощущением инородного тела в горле, для которого нет органической причины и которое затрудняет акт глотания: “как будто ком стоит в горле” или “как будто кто-то сдавливает горло”. Это ощущение существует независимо от акта глотания. Но чтобы устранить его, нужно глотнуть, благодаря чему возникает субъективное затруднение глотания, которое, однако, нельзя рассматривать как дисфагию, почти всегда обусловленную органической причиной.

Спазмы пищевода. Спазмами пищевода называются нарушения моторики, сопровождающиеся сильными судорожными болями. Спазмы могут возникать при глотании или появляться спонтанно (так называемые несердечные загрудинные боли).

Заболевания желудка

Раздражённый желудок (нервная гастропатия, “неязвенная диспепсия”, невротические нарушения функции желудка, функциональные нарушения в области эпигастрия). Понятием “раздражённый желудок” определяется разнообразная картина болезни, которая характеризуется комплексом жалоб при практически неопределяемых причинах. К типичным жалобам относятся ощущение давления и переполненности желудка после приёма пищи, тошнота и готовность к рвоте, иногда также боли.

Гастрит. По мнению Бройтигама В., Кристиана и П., Рада М. («Психосоматическая медицина») причины возникновения гастрита до сих пор не ясны. Но для нас это не так важно. Что для нас представляет ценность, так это сведения о том, что хронические гастриты лечатся гипнозом (Жан Беккио, Шарль Жюслен «Новый гипноз»).

Язвенная болезнь желудка. В отношении этого заболевания нам также достаточно свидетельства учёных с мировым именем Жана Беккио и Шарля Жюслена («Новый гипноз») о том, что язвы при желудочно-кишечных заболеваниях лечатся гипнозом. Но можно привести и случай, когда изветнейший в России специалист по эриксоновскому гипнозу Михаил Гинзбург лечил как-то это заболевание:

«Идет занятие, разбираем каталепсию, все хорошо. И девушка, которая рядом со мной сидит, говорит: «А вот у меня язва желудка, интересно, наши техники могут помочь?» Я говорю: «Ну, конечно». Быстро ей поднимаю руку в каталепсию и говорю: «Пусть твое бессознательное этим займется и когда оно выполнит эту работу, рука опустится». К счастью она сидела справа от меня, и рука была левая. Ну, она сидит, сидит, сидит, сидит, сидит. Перерыв. Идет на перерыв, кофе пьет, бутерброд ест, рука висит в воздухе. 15 минут перерыв, она думает, что так и надо. Я начинаю нервничать, а она нет. Возвращается, дальше начинаем заниматься, она конспектирует, что-то пишет, рука висит. Внушение как сформулировано: «… и когда эта работа будет завершена, рука опустится». Но это же язва желудка. Это же даже бессознательное не может за 5 — 10 минут. Может пара недель, может, пара месяцев. И все время вот так ходить? Я переформулировал внушение, рука опустилась благополучно. С тех пор я все время так говорю, это позволяет экономить время сеанса, помимо всего прочего. Значит, ресурсы найдены, запущены:

      Эта работа будет продолжаться за пределами этого сеанса (транса), ночью, когда ты спишь, днем, когда ты бодрствуешь и занята своими делами, учитывая наш род занятий, в других трансах, в которые ты, возможно, будешь входить самостоятельно (самогипноз), или с чьей-либо помощью (гетерогипноз), столько, сколько необходимо. А сейчас должна быть завершена какая-то часть этой работы. И когда эта часть работы будет завершена, рука начнет опускаться, медленно, сама по себе, искренним непроизвольным движением. Это бессознательное подтверждает: «Да, работа запущена»».

Заболевания тонкой кишки

Язва двенадцатиперстной кишки (пептическая язва). Сюда относится то, что уже говорилось выше по поводу язв.

Заболевания толстой кишки

Запоры, или колиты (привычные запоры, задержка стула, вялость кишечника). Всё те же утверждения Жана Беккио и Шарля Жюслена («Новый гипноз») по поводу лечения гипнозом относятся и к запорам.

Эмоциональная диарея. Уже само название «эмоциональная» указывает на психосоматический характер заболевания, то есть, как правило, прослеживается причинная связь между заболеванием и внутренними конфликтами. А этого нам вполне достаточно для успешного его лечения с помощью гипнотических техник.

Синдром раздражённой кишки (слизистая колика, синдром возбуждённой толстой кишки). Как раздражённую толстую кишку обычно описывают картину болезни, которая определяется комплексом жалоб и при которой гастроэнтерологическое исследование не выявляет патологических изменений органов. К её проявлениям относятся метеоризм, абдоминальные, часто судорожные явления, чередование запоров и поносов, нередко с выделением слизи. Различают 3 клинических варианта (группы) заболевания. К первому относят спастический колит, при котором больные жалуются на хронические неприятные ощущения в животе и запоры. Больные второй группы страдают хронической рецидивирующей диареей. В третьей группе происходит смена запоров и поносов.

Хронические воспалительные заболевания кишечника

Диагноз хронического воспалительного заболевания кишечника является основным при заболевании желудочно-кишечного тракта с неясными причинами.

Поскольку до сих пор нет патогномоничных данных (термин «патогномоничный»  применяется для описания симптома или признака, который характерен только для какого-либо одного конкретного заболевания и позволяет точно диагностировать его) или специфических диагностических тестов, то такой диагноз в строгом смысле олова является диагнозом, поставленным методом исключения, т.е. путём отграничения от воспалительных заболеваний кишечника, причины (происхождение) которых известны.

Болезнь Крона (регионарный энтерит, гранулёматозный энтерит). Описанное впервые в 1932 г. американским врачом Бериллом Кроном и названное его именем заболевание имеет характер регионарного неспецифического воспаления, которое протекает приступообразно и имеет тенденцию к хронизации.

Уже при первом описании Крон и другие врачи обнаружили “психические побочные явления” у больных и поставили вопрос, не приводит ли к заболеванию или его осложнениям особая личностная ранимость и насколько имеющиеся у больных психические изменения являются вторичными, возникающими как следствие тяжёлого хронического соматического заболевания.

Пациент 23 лет, студент университета, поступил в психиатрическую клинику зимой 1962/63 г. после суицидальной попытки; в течение 5 мес получал медикаментозное лечение в связи с диагнозом эндогенного психоза и выписан с улучшением. В течение следующей зимы он вновь прошёл трёхмесячный курс лечения по поводу маниакального психотического состояния. Зимой 1964/65 г. лечился несколько месяцев по поводу острого кишечного заболевания, которое вначале расценили как язвенный колит, а затем после гистологического исследования был поставлен диагноз болезни Крона. Психических нарушений в то время не отмечалось. Зимой 1965/66 г. пациент снова лечился стационарно по поводу эндогенной депрессии. При терапии психофармакологическими средствами и, наконец, электрошоками быстро наступило улучшение психического состояния, однако отмечались постепенно нарастающее повышение температуры тела, боли в животе, водянистые поносы, и возобновившееся кишечное заболевание вышло на первый план.

Больной – серьёзный, слегка заторможённый, образованный, интеллигентный мужчина, отлично учившийся в школе и гимназии. Во время обучения в университете на устных экзаменах и особенно позже, во время практики в школе у него появились робость, неуверенность в себе, иногда он подолгу не мог выдавить из себя ни слова. Манифестация психоза и болезни кишечника совпала по времени с устными экзаменами или практикой. Когда эта ситуация стала повторяться, после очередного ухудшения состояния больной предпринял суицидальную попытку, а затем решил отказаться от профессии педагога. Он получил место научного сотрудника в архиве, где нашёл применение своим знаниям и смог заниматься упорядоченной, предсказуемой и надёжной работой. Психотерапевтическое лечение помогло ему принять это решение, что в свою очередь обусловило стабилизацию его состояния. Уже более 20 лет у пациента не было рецидивов психического заболевания, хотя у него сохраняется болезнь Крона, которая привела в 1983 г. к необходимости операции по поводу свища и к резекции кишечника. Последние 10 лет он страдает болезнью Бехтерева, которая имеется у него и в настоящее время. Острых воспалительных проявлений благодаря диете и медикаментозному лечению больше не появлялось.

Подобные истории болезни заслуживают особого внимания ввиду наличия тесных связей между личностью и манифестацией заболевания как с психиатрических, так и с психосоматических позиций. Однако следует проявлять осторожность в отношении обобщающих высказываний в плане специфической психической этиологии. Нельзя обобщать принципы специфичности психосоматики, возникшие на основе понятной интерпретации вполне однозначно оцененной группы больных. Интернисты не только подчеркивают отсутствие тяжёлых психических заболеваний при язвенном колите и болезни Крона, но и в большинстве случаев не находят никаких характерных преморбидных и психопатологических особенностей личности. Возникает вопрос, является ли болезнь Крона, как и многие другие так называемые психосоматические заболевания единой болезнью и не включает ли она две болезни – психосоматическую и непсихосоматическую.

Заслуживают внимания наблюдения, в которых с помощью тестовых исследований у больных с хроническими кишечными заболеваниями в период обострения обнаруживали депрессивные и другие патологические проявления, исчезающие в фазе ремиссии. Это указывает на то, что соматические заболевания терапевтического профиля и их психическое преодоление заслуживают большего внимания, чем это делали психосоматики до сих пор.

Пациентка 24 лет, разведённая, в течение 6 лет страдает массивными поносами. При рентгенологическом исследовании выявлены сужение просвета и утолщение стенок кишечника; имеются многочисленные свищи в нижней части подвздошной кишки. Больная сама заметила, что поносы всегда возникают тогда, когда она возбуждена или когда должна что-то сделать самостоятельно. С болезнью к ней вернулось всё, что она терпела от родителей, в доме которых она живёт и сейчас. После развода с мужем она большей частью находится в общих с родителями комнатах со своим ребёнком. Когда же она начинает тяготиться их опекой, то уходит в собственные комнаты на верхний этаж, но тогда у неё усиливаются поносы.

Пациентка была единственным ребёнком в семье. Её отец, владелец парикмахерской, был ранен на войне, из-за чего часто и подолгу находился в больнице. В его отсутствие мать руководила парикмахерской. Поскольку родители были постоянно перегружены работой, пациентку воспитывала тётка. Она никогда не получала от родителей должного внимания и заботы. В 14 лет она стапа учиться парикмахерскому делу, хотя её собственные желания, о которых она не смела и заикнуться, были совсем другие.

В 17 лет она забеременела от мужа, который был старше её на 3 года. (“Я думаю, что я хотела иметь ребёнка, чтобы уйти из дома”.) Через 3 мес после рождения ребёнка муж должен был отправиться на службу в армию. В это время у неё и появились поносы. Она понимала, что поносы появлялись тогда, когда ей надо было что-то делать самостоятельно, например когда она приближалась к мужу с сексуальными намерениями, поскольку сам он был пассивным и сдержанным. Она подозревала, что у мужа есть другая женщина, что и подтвердилось в последующие годы брака, и, хотя у неё действительно были основания для развода, пережила это она очень тяжело. Она решилась на развод после того, как эта женщина забеременела от её мужа. Примечательно, что больная не в состоянии оставаться одна, но прежде всего не может жить изолированно от окружающих или быть с ними в ссоре (“Я не могу защищаться”, “Я сержусь на себя, когда я живу с кем-то в ссоре”). На втором году терапии она поссорилась с одним из пациентов, и в споре ей удалось защитить себя, но через день у неё развились неуверенность и страх, что она снова поссорится на следующем сеансе, и из-за этого она хотела отказаться от лечения или перейти в другую группу или вообще на индивидуальную терапию. Прошло много времени, прежде чем она научилась преодолевать противоречия в группе, поскольку после успешной первой фазы лечения с положительной установкой на симбиотическую общность во второй фазе работа по дифференцировке и отграничению давалась ей с трудом, болезненно, с небольшими повторными рецидивами.

При большом количестве личностных вариантов следует обращать внимание прежде всего на типичную для отдельных больных связь повышенной ранимости с ситуационной обусловленностью болезни, которая обсуждается сегодня в психиатрии в связи с эндогенными психозами. При болезни Крона и язвенном колите в отдельных случаях можно наблюдать обозначаемую как “синдром смещения” взаимозаменяемость между эндогенными психозами и этими кишечными заболеваниями.

Язвенный колит – хроническое воспалительное заболевание кишечника, протекающее в виде приступов и приводящее в выраженных случаях к его изъязвлению. Полноценные ремиссии возможны, в том числе при проведении медикаментозной терапии. Воспаление начинается почти исключительно в прямой кишке и распространяется как непрерывный процесс проксимально с разной степенью охвата стенки толстой кишки.

Выше уже писалось по поводу лечения гипнозом язв и колитов, не будем здесь к этому возвращаться.

Оставить комментарий